Тема выступления на педсовете: «Информатизация. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде».
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы, технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся с младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Для того чтобы процесс формирования исследовательских умений младших школьников был эффективным я соблюдению следующие педагогические условия:
1) осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности;
2) реализована через уроки, специальные занятия педагогическая технология организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети.
Ведь перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания. Так как я работаю в разноуровневом классе, то я всегда предлагаю детям несколько видов работ, так чтобы каждый ребенок смог попробовать свои силы.
На уроках русского языка учащимся предлагалось выполнить проектную работу в группах или индивидуально. Детям на выбор были предложены следующие темы:
- Сообщение в рубрику «Это интересно», по той теме работали дети, обучающиеся по программе VII вида. Цель проекта подобрать информацию о истории появления о знаках препинания и их роли в русском языке.
- Словарик речевого этикета.
- Детская энциклопедия «Тайны русских слов». По этой теме работали более сильные ученики, работу выполняли в группах. Дети подбирали информацию о происхождении слов и рассматривали слова с точки зрения их лексического значения; работали с диалектными словами и рассматривали некоторые слова с точки зрения их родственной связи.
Результаты учащихся говорят о том, что дети, которые систематически выполняют все проектные работы, а также готовят различные сообщения на урок окружающего мира, литературного чтения – эти дети улучшили свои результаты на устных предметах, улучшилась их техника чтения, они сами отмечают что стали быстрее выполнять подготовку д/з по работе с текстом- это пересказ, ответы на вопросы по тексту, и они набирают наиболее высокие баллы выполняя комбинированные тесты.
Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
- Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления.
- Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
- Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Дети начальной школы выступают не только на роках перед своими одноклассниками ,но и пред учащимися друг классов. В рамках предметной недели учащиеся 3 «А» класса выступали перед учащимися 2 «Б» класса с работой о Н.Д. Гулаеве, а учащиеся 4 «Г» класса проводили классный час для учащихся 1 «А» и 4 «Д» класса.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения.
В рамках месячника патриотического воспитания учащиеся моего класса готовили сообщения о героях РФ, большинство детей пользовалось интернет ресурсами для поиска информации, предварительно я указала несколько сайтов, на которых дети могут найти необходимую информацию. Ученик моего класса Иванов Г. отказался от бумажной формы сообщения и подготовил презентацию по теме «Биография Н.Д. Гулаева». При этом он не отрицал, что его очень заинтересовало выступление учащихся 4 «Г» класса и он решил найти дополнительную информацию.
И Т.К. в последнее время стремительно развивается рынок новых информационных технологий. Выходят в свет электронные тематические издания по истории, энциклопедии, альбомы, комплекты мультимедийных презентаций. Все эти средства мы используем в учебном процессе для иллюстративного материала, тестирования знаний учащихся, в обучении поиску заданной информации, организации всевозможных творческих работ. Разнообразие форм работы на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей.
Использование компьютера в учебном процессе - способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Применение компьютера в современной школе не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.
Какие я вижу результаты:
- усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин:
- умения видеть проблемы,
- выдвигать гипотезы,
- давать определение понятиям,
- классифицировать,
- наблюдать,
- проводить эксперименты,
- делать выводы и умозаключения,
- добывать информацию,
- проводить самостоятельное исследование,
- делать сравнения,
- давать оценку,
- доказывать правильность своей точки зрения,
- составлять внутренний план умственных действий;
- развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;
- личностное развитие обучающихся.
- применения полученных умений в реализации собственных интересов;
|