Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 19:12

Сайт учителя начальных классов МБОУ гимназии №3 Кравченко А.В.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Наш опрос
Ваши пожелания по доработке сайта
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


«Информатизация. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде».

Тема выступления на педсовете: «Информатизация. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде».

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы, технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся с младшего школьного возраста  в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Для того чтобы  процесс формирования исследовательских умений младших школьников был эффективным я соблюдению следующие педагогические условия:

1) осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности; 
2) реализована через уроки, специальные занятия педагогическая технология организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети.

Ведь перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания. Так как я работаю в разноуровневом  классе, то я всегда предлагаю детям несколько видов работ, так чтобы каждый ребенок смог попробовать свои силы.

На уроках русского языка учащимся предлагалось выполнить проектную работу в группах или индивидуально. Детям на выбор были предложены следующие темы:

  1. Сообщение в рубрику «Это интересно», по той теме работали дети, обучающиеся по программе VII вида. Цель проекта подобрать информацию о истории появления о знаках препинания и их роли в русском языке.
  2. Словарик речевого этикета.
  3. Детская энциклопедия «Тайны русских слов». По этой теме работали более сильные ученики, работу выполняли в группах. Дети подбирали информацию о происхождении слов и рассматривали слова с точки зрения их лексического значения; работали с  диалектными словами и рассматривали некоторые слова с точки зрения их родственной связи.

 

Результаты учащихся говорят о том, что дети, которые систематически выполняют все проектные работы, а также готовят различные сообщения на урок окружающего мира, литературного чтения – эти дети улучшили свои результаты на устных предметах, улучшилась их техника чтения, они сами отмечают что стали быстрее выполнять подготовку  д/з по работе с текстом- это пересказ, ответы на вопросы по тексту, и они набирают наиболее высокие баллы выполняя комбинированные тесты.
 

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

  • Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления.
  • Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
  • Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Дети начальной школы выступают не только на роках перед своими одноклассниками ,но и пред учащимися друг классов. В рамках предметной недели учащиеся  3 «А» класса выступали перед учащимися 2 «Б» класса с работой о Н.Д. Гулаеве, а учащиеся 4 «Г» класса проводили классный час для учащихся 1 «А» и 4 «Д» класса.

 

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения.

В рамках месячника патриотического воспитания учащиеся моего класса готовили сообщения о героях РФ, большинство детей пользовалось интернет ресурсами для поиска информации, предварительно я указала несколько сайтов, на которых дети могут найти необходимую информацию. Ученик моего класса Иванов Г. отказался от бумажной формы сообщения и подготовил презентацию по теме «Биография Н.Д. Гулаева». При этом он не отрицал, что его очень заинтересовало выступление учащихся 4 «Г» класса и он решил найти дополнительную информацию.

И Т.К. в последнее время стремительно развивается рынок новых информационных технологий. Выходят в свет электронные тематические издания по истории, энциклопедии, альбомы, комплекты мультимедийных презентаций. Все эти средства мы  используем в учебном процессе для иллюстративного материала, тестирования знаний учащихся, в обучении поиску заданной информации, организации всевозможных творческих работ. Разнообразие форм работы на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость детей.

 

Использование компьютера в учебном процессе - способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

 

Применение компьютера в современной школе не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.

 

 

 

Какие я вижу результаты:

  • усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин:
    • умения видеть проблемы,
    • выдвигать гипотезы,
    • давать определение понятиям,
    • классифицировать,
    • наблюдать,
    • проводить эксперименты,
    • делать выводы и умозаключения,
    • добывать информацию,
    • проводить самостоятельное исследование,
    • делать сравнения,
    • давать оценку,
    • доказывать правильность своей точки зрения,
    • составлять внутренний план умственных действий;
  • развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;
  • личностное развитие обучающихся.
  • применения полученных умений в реализации собственных интересов;

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Anna (15.06.2014)
Просмотров: 617 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz